УАЗка

Съемная лебедка на УАЗ-31512

Поездив какое-то время с ручной лебедкой ЛР-1.6-9, осознал для себя следующие ее недостатки:

  • трудно развертывать и свертывать, пружинистый трос может запутаться при отпускании барабана;
  • без блока лебедкой очень трудно пользоваться, а с блоком остается всего 4.5 м троса, что очень мало;
  • перекос барабана, обусловленный сыростью конструкции, приводит к закусыванию троса;
  • механизм лебедки и ее промасленный трос неминуемо загрязняются в работе, что отнюдь не лучшим образом сказывается на ее ресурсе;
  • манипуляции с лебедкой отнимают много сил.

  • Кроме этого было отмечено следующее:

  • лебедка нужна нечасто, зачастую заранее известно, что она не будет нужна;
  • случаев, когда приходилось вытаскивать машину вперед и назад, было примерно поровну.
  • Поэтому, было решено перейти на использование электрической лебедки в варианте на съемной площадке. Поскольку задний бампер у меня уже был, то решение крепления площадки было найдено быстро. Суть решения заключалась в том, что площадка должна была одеваться на бампер так, как швеллер большего размера одевается на швеллер меньшего размера. Фиксировать площадку к бамперу предполагалось двумя стальными пальцами, проходящими через полки обоих швеллеров.

    Задний бампер. После не очень удачного вывешивания домкратом на штатном отбойнике возникла необходимость сделать что-то посолиднее. Решение придумалось такое: два отрезка швеллера 8 (с параллельными гранями полок), развернутых полками назад, устанавливаются каждый на две точки: встык к торцу лонжерона и V-образный кронштейн, закрепленный в штатных отверстиях задней поперечины.
    Такое решение позволяет:

  • обеспечить некоторый отступ назад по сравнению с решением в виде "надетого" на торцы лонжеронов швеллера 10;
  • не мешает борту полноценно откидываться (не мнет госномер);

  • Повернутый полками назад швеллер позволяет обеспечить более высокую прочность конструкции при ударе в край.

    Монтаж швеллера к торцу лонжерона рамы изначально осуществлялся посредством переходного уголка 50х50х5, крепящегося через штатные отверстия в лонжероне и через отверстия в стенке швеллера. V-образный кронштейн был изготовлен из полосы 80х8 путем ее сгибания и сверления необходимых отверстий. Конструкция кронштейна треугольником позволила получить необходимую жесткость. Задний противотуманный фонарь пришлось перевесить ниже через S-образный кронштейн.
    В связи с установкой лебедки, левым бампер пришлось немного доработать. Поскольку не было уверенности в том, что V-образный кронштейн не начнет тянуться под нагрузкой, отверстия под пальцы в бампере сверлись из такого расчета, чтобы основная нагрузка легла на крепление бампера к лонжерону. Крепление самого левого бампера было усилено. Так снаружи лонжерона рамы появился уголок, закрепленный на лонжероне теми же двумя болтами, что и уголок изнутри, а изнутри уголок 50х50х5 был заменен уголком, сделанным из швеллера 12 (из-за толстой полки и длинной стенки). Кроме того, теперь внутренний уголок крепился к лонжерону не через два, а через три отверстия (третье отверстие имеется в нем штатно, но голову болта под него пришлось подпилить). Стенка бампера получила усиливающую накладку из полосы 80х8. Также были усилены места потенциального сгиба на V-образном кронштейне и месте крепления к нему бампера, а также на поперечине рамы с обратной стороны под гайками.

    Крепление внутреннего уголка на лонжероне. Виден третий болт.
    Фото 1
    Крепление внутреннего уголка на лонжероне. Виден третий болт.
    Наружный уголок крепления к лонжерону. Крепление к бамперу усилено.
    Фото 2
    Наружный уголок крепления к лонжерону. Крепление к бамперу усилено.
    Соединение бампера с уголками лонжерона, усиленное накладкой из полосы 80х8.
    Фото 3
    Соединение бампера с уголками лонжерона, усиленное накладкой из полосы 80х8.
    V-образный кронштейн, усиленный у места изгиба слева и в центре. Бампер также усилен в месте стыка с кронштейном накладкой из полосы 80х8.
    Фото 4
    V-образный кронштейн, усиленный у места изгиба слева и в центре. Бампер также усилен в месте стыка с кронштейном накладкой из полосы 80х8.

    Передний бампер. Передний бампер изготавливался по отработанной ранее схеме: швеллер 8 полками, развернутыми наружу. Плюсы те же самые, что и для заднего бампера. Сразу появились две сложности:

  • швеллер было необходимо гнуть, а точнее "ломать";
  • необходимо было изготовить соответствующие деревянные вставки.

  • Для крепления бампера было изготовлено четыре кронштейна из полосы 80х8, устанавливаемых на лонжероны в штатные отверстия для крепления бампера. Чтобы задние части буксировочных крюков не висели, под них были подложены шайбы. Поскольку расстояние между кронштейнами оказалось больше, чем ширина швеллера, для нижних кронштейнов дополнительно было изготовлено две проставки из полосы толщиной 2.5 мм. Гнулся швеллер следующим образом. В местах сгиба были надрезаны полки, из полосы 80х8 изготовлены четыре накладки соответствующей формы, которые были прикручены к полкам с внутренней стороны болтами и после приварены в ближайшем таксопарке. Наружные кромки полок и кронштейнов были завалены с радиусом не менее 5мм. Вставки (три) делались из клееного бруса, путем обтачивания и подгонки по месту. Крепилась каждая вставка на двух "мебельных" болтах, фиксируемых сзади бампера аналогичной гайкой. Щели между вставками и металлом, неизбежно возникавшие, после покраски бампера были залиты битумом. Итог: трудоемкость изготовления бампера несколько затмила полученные плюсы от "наружных полок", возможно компромиссным вариантом был бы варенный швеллер полками назад без вставок.

    Готовый каркас и центральная деревянная вставка. Гайки во вставках - для крепления бампера к кронштейнам.
    Фото 5
    Готовый каркас и центральная деревянная вставка. Гайки во вставках - для крепления бампера к кронштейнам.
    Боковые деревянные вставки.
    Фото 6
    Боковые деревянные вставки.
    Конструкция в сборе (за исключением болтов).
    Фото 7
    Конструкция в сборе (за исключением болтов).
    Кронштейны бампера.
    Фото 8
    Кронштейны бампера.
    Готовый и смонтированный передний бампер.
    Фото 9
    Готовый и смонтированный передний бампер.
    Гайка.
    Фото 10
    Гайка.

    Номерной знак. Поскольку госномеру на бампере явно не место, он переехал на облицовку, а именно на участок между сетками, дабы не портить обдув. Чтобы не портить облицовку дополнительными отверстиями, из полосы 2.5 мм толщиной было изготовлено два разъемных D-образных кронштейна, которые легко встали через ячейки сетки. Дабы придать конструкции жесткость и для соответствия ГОСТу, под номер была проложена металлическая оцинкованная площадка.

    Кронштейны крепления номерного знака.
    Фото 11
    Кронштейны крепления номерного знака.

    Площадка лебедки. Выбор лебедки пал на Спрут-9000 по двум основным причинам: потребляет меньше аналогичного по тяговому усилию Сome Up DV-9000 и имеет смонтированные ролики. Площадка изготаливалась под нее, но с учетом возможной замены на лебедку другой модели. Сначала из листа 8 была вырезана плоскость площадки, при этом ширина ее определялась расстоянием между кронштейнами переднего бампера, а глубина - как грубая сумма глубины лебедки и глубины бампера с некоторым запасом. В этой плоскости были высверлены четыре отверстия под лебедку так, чтобы блок роликов упирался впритык к передней кромке листа. В эти отверстия были закручены болты с гайками так, чтобы грани гаек правой и левой сторон были параллельны друг другу. Эти гайки послужили основой для дальнейшей разметки деталей.


    Рис. 1. Разметка линий косынок и уголка по гайкам.

    Из швеллера 10 посредством срезания полки был изготовлен уголок, такой, что стык его и плоскости образовывал своего рода швеллер с внутренним размером, соответствующим внешнему размеру бампера плюс зазор 1.5 мм. Место установки на плоскости - линия, образованная задними ребрами задних гаек. Из полосы 80х8 было изготовлено две косынки. Место установки - внутренние грани "боковых" гаек. Настала очередь отверстий под пальцы. Сперва отверстия были высверлены в бампере с таким расчетом, чтобы спереди полок осталось больше металла, чем сзади. Затем после совмещения бампера и уголка из швеллера 10 через отверстия в бампере были высверлены отверстия в полке уголка. После установки уголка на упоры (гайки) и выставления прямого угла с помощью косынок, через уголок и бампер, помещенный между уголком и плоскостью, отверстия под пальцы были высверлены в плоскости площадки. После этого между бампером и уголком были проложены 1.5 мм шайбы и вся конструкция (лист, бампер и уголок) была стянута болтами. Косынки были стянуты шпилькой на необходимом друг от друга расстоянии. После этого конструкция была обварена.


    Рис. 2. a - сборка деталей для обварки, б - сваренная конструкция.

    Сварщик сделал работу плохо, поэтому в итоге конструкцию повело. Лист изогнулся на косынках и на уголке. Люди подсказали - надо греть швы, чтобы убрать напряжения. Прогрел. Изгибы на косынках исчезли, значительно разогнулся лист на уголке, но его так вжало в кромку уголка, что зазор, задаваемый проставочными шайбами был выработан и более того, площадка стала "мала". Дальнейший прогрев ничего не дал. Поэтому пришлось тупым зубилом проковывать швы. Это дало результат - я получил то, что хотел, конструкция прекрасно садилась на бампер. Кроме этого пришлось "зачистить" швы в районе гаек, дабы гайки ложились на плоскость полностью. После подгонки под передний бампер, я попытался установить площадку на задний бам пер, но она на него не налезала. Выяснилось, что ширина швеллера, из которого был изготовлен задний бампер, была не 80, а 80.5 мм! Пришлось обрабатывать площадку дальше, но теперь болгаркой сошлифовывался металл с плоскости. После некоторых мучений, все подошло. В качестве пальцев используются два длинных болта диаметром 12 мм.
    Итог: Площадка получилась в общем удачной, хотя массу ее, по-видимому еще можно было уменьшить. При необходимости крепление к бамперу можно усилить дополнительными пальцами.

    Общий вид установленной на заднем бампере площадки с лебедкой. Прорези по бокам площадки образуют рукоятки для удобства хвата руками.
    Фото 12
    Общий вид установленной на заднем бампере площадки с лебедкой. Прорези по бокам площадки образуют рукоятки для удобства хвата руками.
    Нижняя часть площадки. Видны оба пальца.
    Фото 13
    Нижняя часть площадки. Видны оба пальца.
    Край площадки. Выступ, уходящий за бампер - это направляющая для более легкой установки площадки, а также дополнительное усиление отверстия под палец. Середина вырезана для облегчения конструкции.
    Фото 14
    Край площадки. Выступ, уходящий за бампер - это направляющая для более легкой установки площадки, а также дополнительное усиление отверстия под палец. Середина вырезана для облегчения конструкции.

    Электрика. В качестве разъемов (традиционно для подобных целей) решено было использовать сварочные разъемы с байонетной фиксацией.

    Сварочные разъемы в разобранном виде.
    Фото 15
    Сварочные разъемы в разобранном виде.
    Сварочные разъемы в собранном виде.
    Фото 16
    Сварочные разъемы в собранном виде.

    Для их монтажа было изготовлено две консоли - передняя и задняя. Конструкции консолей разные, поскольку возможности для их крепления разные. Задняя консоль - пластина, положенная на трубу 25х50 и стянутая болтами к раме через имеющиеся в ней отверстия. Передняя консоль сложнее - труба 40х80, установленная на передние кронштейны опор кузова, между кузовом и подушками. Подобное решение позволило обеспечить некоторую безопасность разъемов, а также скрыть их от посторонних глаз.

    Задняя консоль, лицевая сторона.
    Фото 17
    Задняя консоль, лицевая сторона.
    Задняя консоль, обратная сторона, для наглядности установлены наконечники.
    Фото 18
    Задняя консоль, обратная сторона, для наглядности установлены наконечники.
    Задняя консоль смонтирована и подключена. Для предотвращения засорения полостей разъемов, в них вставлены отрезки изоляции от силового кабеля, которым делалась проводка.
    Фото 19
    Задняя консоль смонтирована и подключена. Для предотвращения засорения полостей разъемов, в них вставлены отрезки изоляции от силового кабеля, которым делалась проводка.
    Передняя консоль, вид сверху. Ответные части разъемов смонтированы. Отверстия сверху сделаны для доступа к их болтам.
    Фото 20
    Передняя консоль, вид сверху. Ответные части разъемов смонтированы. Отверстия сверху сделаны для доступа к их болтам.
    Место для крепления передней консоли.
    Фото 21
    Место для крепления передней консоли.
    Передняя консоль установлена по месту, кабель смонтирован. Гайки крепления кузова затянуты так же, как и были изначально.
    Фото 22
    Передняя консоль установлена по месту, кабель смонтирован. Гайки крепления кузова затянуты так же, как и были изначально.

    Проводка делалась гибким (сварочным) кабелем сечением 35 мм2 в резиновой изоляции. Прокладывалась проводка в два провода ("плюс" и "минус") между кузовом и лонжеронами, для большей надежности огибая змейкой подушки кузова, и фиксировалась к лонжеронам нейлоновыми стяжками. Поскольку проводка начиналась с правой стороны, а задняя консоль расположилась с левой, провода пришлось протягивать на левую сторону. Сделано это было через полость поперечины. Радиус изгиба проводов был выбран таким, чтобы провода лежали свободно и не тянулись на кромках поперечины. Непосредственно к консоли провода были подведены по перфорированной укосине, также крепясь к ней стяжками. К передней консоли проводка тянулась поверх лонжерона, крепясь к нему стяжками. По длине провода вышло: назад 2*4м, вперед 2*1.5м, итого 11 метров. Оконцовывались провода соответствующими наконечниками посредством пайки феном и изоляцией их термоусадочной трубкой.

    Поскольку штатный ВМ рассчитан на 50А, то пришлось искать ему замену, а точнее дополнение. В качестве нового ВМ используется бистабильное реле Gruner-750H, управляемое дистанционно кратковременной подачей напряжения 12 в на соответствующие выводы и рассчитанное в номинале на ток 200А. Это реле было включено в разрыв провода <штатный ВМ - минусовая клемма>, что позволило сохранить штатное подключение массы для штатных нужд. Кроме того, данное реле выполняет противоугонные функции. Для монтажа реле использовалась текстолитовая площадка с медными болтами от волговского втягивающего реле. Для изоляции фланцев болтов между площадкой и стенкой корзины АКБ, к которой реле монтировалось, была использована дополнительная текстолитовая пластина. Крепление этого "бутерброда" к стенке корзины АКБ осуществлено с помощью двух болтов, расположенных в вертикальной плоскости (под корпусом реле). Соединительная колодка реле - немного проточенная колодка от модуля зажигания инжекторого ВАЗа. Коммутация кабелей делалась так: минусы сошлись на болте штатного ВМ, а плюсы - в соединительной панели, откуда к АКБ вышел один провод. По соображениям безопасности, "+" силовой сети без нужды не подключен и лежит рядом с АКБ.


    Рис.3. Схема электропроводки.

    Реле Gruner 750h.
    Фото 23
    Реле Gruner 750h.
    Обратная сторона реле Gruner 750h. Стык корпуса и дна реле залито компаундом, что делает реле практически неремонтопригодным, но герметичным.
    Фото 24
    Обратная сторона реле Gruner 750h. Стык корпуса и дна реле залито компаундом, что делает реле практически неремонтопригодным, но герметичным.
    Gruner 750h. При неправильном соблюдении полярности, сгорает один из диодов.
    Фото 25
    Gruner 750h. При неправильном соблюдении полярности, сгорает один из диодов.
    Соединение минусовых проводов: от реле массы, от передней консоли, от задней консоли.
    Фото 26
    Соединение минусовых проводов: от реле массы, от передней консоли, от задней консоли.
    Соединительная панель ПС-200.
    Фото 27
    Соединительная панель ПС-200.
    Смонтированные и подключенные соединительная панель и реле массы.
    Фото 28
    Смонтированные и подключенные соединительная панель и реле массы.
    Кнопка выключения реле установлена в существующее отверстие.
    Фото 29
    Кнопка выключения реле установлена в существующее отверстие.

    Практическое применение.

    Подготовка к монтажу.
    Фото 30
    Подготовка к монтажу.
    Благодаря направляющим и кронштейнам бампера, площадка легко находит свое место.
    Фото 31
    Благодаря направляющим и кронштейнам бампера, площадка легко находит свое место.
    Сама держится на нем.
    Фото 32
    Сама держится на нем.
    Закрепляется к бамперу двумя пальцами.
    Фото 33
    Закрепляется к бамперу двумя пальцами.
    Фото 34
    """+"" силовой проводки ставится на место."
    ... и фиксируется дополнительной гайкой.
    Фото 35
    ... и фиксируется дополнительной гайкой.
    Лебедка в работе.
    Фото 36
    Лебедка в работе.
    Лебедка снята и установлена в транспортировочную раму.
    Фото 37
    Лебедка снята и установлена в транспортировочную раму.

    10 ноября 2008 г.
    УАЗка  |  Русские дороги  |  Почта